Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко

Российской академии наук

Содержание

Положение об Аспирантуре

1. Общие положения

1.1. Аспирантура ИПТ РАН (далее – Аспирантура) является формой послевузовского образования для подготовки научных кадров высшей квалификации в целях выполнения (далее Институт) уставных задач по ведущимся направлениям исследований. Приём в аспирантуру осуществляется по следующим специальностям:

05.13.10 - «Управление в социальных и экономических системах»;

05.22.01 - «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте».

1.2. Аспирантура осуществляет свою деятельность на основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.05.2011 г. № 1210, Устава, Федерального закона № 125-Ф3 от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском образовании» (с изменениями от 16.10.2006 г.), Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ от 27.03.1998 г. № 814 (с изменениями от 17.02.2004 г.), настоящего Положения и Лицензии, а также решений Ученого Совета Института и других локальных нормативных актов Института.

1.3. Подготовка Аспирантов и соискателей в Аспирантуре осуществляется по образовательным программам, направлениям и специальностям в соответствии с действующей лицензией.

Обучение в Аспирантуре проходит в заочной форме, на бюджетной или внебюджетной основе.

1.5. Непосредственная организация работы Аспирантуры осуществляется Ученым секретарем (УС) Института.

1.6. УС осуществляет свою деятельность, связанную с целями Аспирантуры, во взаимодействии с лабораториями и другими структурными подразделениями Института.

1.7. Положение об Аспирантуре утверждается директором Института.

1.8. Состояние подготовки научных кадров в Аспирантуре ежегодно рассматривается на Ученом Совете Института.

2. Основные функции Отдела Аспирантуры по организации работы Аспирантуры

2.1. На УС возлагается функция непосредственной организации работы Аспирантуры и образовательного процесса в Аспирантуре в соответствии с Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. В том числе:

• создание условий для обучения и проживания Аспирантов;

• организация приема вступительных экзаменов в Аспирантуру;

• организация приема экзаменов кандидатских экзаменов;

• контроль за выполнением индивидуальных учебных планов Аспирантов;

• контроль за работой Аспирантов в лабораториях Института;

• подготовка проектов приказов о зачислении и отчислении из Аспирантуры, о составе и условиях работы приемной комиссии;

• учет, хранение и ведение документов Аспирантуры.

2.2. Ответственность за организацию и ведение учебного процесса в Аспирантуре возлагается на заместителя директора Института, курирующего Аспирантуру.

2.3. Отчет УС о деятельности Аспирантуры не реже одного раза в год заслушивается на заседании Ученого Совета Института.

3. Основные функции структурных подразделений по подготовке Аспирантов

3.1. Лаборатории и другие структурные подразделения Института участвуют совместно с УС в подготовке Аспирантов.

3.2. На лаборатории и другие структурные подразделения Института возлагаются следующие основные функции по подготовке Аспирантов, выполняющих научно-исследовательскую работу в соответствующем структурном подразделении:

• закрепление за Аспирантами научных руководителей из числа сотрудников структурного подразделения;

• создание условий для научно-исследовательской работы и самостоятельной подготовки по теме диссертации;

• взаимодействие с УС по вопросам выполнения Аспирантом научно-исследовательской работы;

• проведение на научно-квалификационных семинарах ежегодных аттестаций Аспирантов в соответствии с порядком, оговоренным в разделе 8 данного Положения;

• прием кандидатских экзаменов Аспирантов по специальности в комиссиях, сформированных структурными подразделениями.

4. Правила приема в Аспирантуру

4.1. Претенденты на прием в Аспирантуру

4.1.1. В Аспирантуру на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом об окончании высшего учебного заведения государственного образца (для лиц, получивших образование за рубежом, - дипломом и копией свидетельства о его эквивалентности).

4.1.2. На бюджетной основе (бесплатная форма обучения) принимаются граждане РФ в возрасте не старше 35 лет для подготовки высококвалифицированных научных кадров в целях выполнения Институтом уставных задач по ведущимся направлениям исследований. В особых случаях в Аспирантуру на бюджетной основе могут быть приняты граждане других государств.

Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в Аспирантуре на бюджетной основе, а также отчисленные из Аспирантуры досрочно, не имеют права вторичного обучения в Аспирантуре на бюджетной основе.

4.1.3. На внебюджетной основе (платная форма обучения) в Аспирантуру могут приниматься граждане РФ и иностранные граждане.

4.1.4. Лица, поступающие в Аспирантуру непосредственно после окончания высшего учебного заведения, допускаются к экзаменам при наличии рекомендации Ученого совета соответствующего высшего учебного заведения. Лица, не имеющие такой рекомендации или стажа практической работы, принимаются в Аспирантуру на внебюджетной основе.

4.2. Сроки приема в Аспирантуру

4.2.1. Прием в Аспирантуру проводится два раза в год в сроки, установленные приказом директора Института.

Объявление о приеме в Аспирантуру размещается на сайте Института.

4.2.2. Прием заявлений и документов производится приемной комиссией в сроки:

• с 1 февраля по 1 марта;

• с 1 сентября по 1 октября.

4.3. Документы, подаваемые для поступления в Аспирантуру

4.3.1. Основанием допуска к вступительным экзаменам в Аспирантуру является представление полного пакета документов, перечисленных в пункте 4.3.2.

4.3.2. Заявление о приеме в Аспирантуру подается на имя директора Института с приложением следующих документов:

• копии диплома об окончании высшего учебного заведения государственного образца (для лиц, получивших образование за рубежом, диплома и копии свидетельства о его эквивалентности) с приложениями;

• анкеты, автобиографии, 2 фотографии 4 x 6 см;

• списка опубликованных научных работ, изобретений и отчетов по научно-исследовательской работе при наличии у поступающего научных работ и изобретений или реферата по предполагаемой теме диссертации;

• удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов при наличии у поступающего сданных кандидатских экзаменов;

• удостоверения о сдаче магистерских экзаменов у поступающего, имеющего диплом магистра;

• выписки из протокола заседания Ученого совета высшего учебного заведения с рекомендацией для поступления в Аспирантуру (для поступающих непосредственно после окончания высшего учебного заведения).

Документ, удостоверяющий личность (паспорт), и диплом государственного образца об окончании высшего учебного заведения поступающие в Аспирантуру предъявляют лично.

4.4. Порядок проведения собеседования и вступительных экзаменов

4.4.1. Поступающие в Аспирантуру в период подачи документов проходят собеседование с предполагаемым научным руководителем, который сообщает о результатах собеседования в приемную комиссию в письменной форме.

4.4.2. Прием вступительных экзаменов проводится приемной комиссией, назначаемой приказом директора Института. В состав комиссии входит профессор или доктор наук по той специальности, по которой проводится экзамен, включая преподавателей и предполагаемых научных руководителей Аспирантов. При отсутствии докторов наук в состав комиссии могут включаться кандидаты наук, доценты, а по философии и английскому языку – квалифицированные преподаватели, не имеющие ученой степени или ученого звания, но в достаточной мере владеющие соответствующими дисциплинами.

Председателем комиссии является заместитель директора Института, курирующий Аспирантуру.

4.4.3. Поступающие в Аспирантуру сдают следующие вступительные экзамены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования:

• специальную дисциплину;

• историю и философию науки;

• иностранный язык (по выбору).

Вопросы к вступительным экзаменам в Аспирантуру и требования к сдаче экзаменов размещаются на сайте Института.

4.4.4. Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сданные вступительные экзамены в Аспирантуру действительны в течение года.

4.4.5. Лица, сдавшие полностью или частично экзамены кандидатского минимума, при поступлении в Аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов, если со дня сдачи кандидатского экзамена истекло не более 5 лет.

4.4.6. Результаты выпускных магистерских экзаменов по философии и английскому языку засчитываются в качестве вступительных экзаменов в Аспирантуру, если в индивидуальном учебном плане магистра предусмотрены магистерские экзамены по этим предметам.

4.5. Порядок зачисления в Аспирантуру

4.5.1. Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление на конкурсной основе наиболее подготовленных к научной работе.

Вне конкурса при успешной сдаче вступительных экзаменов зачисляются лица, поступающие в Аспирантуру по рекомендации предполагаемого научного руководителя и на основе существующих соглашений Института с другими высшими учебными заведениями и научными учреждениями.

Конкурсное зачисление проводится по общему конкурсу по количеству балов, набранных на вступительных экзаменах, и осуществляется в следующем порядке:

1) зачисляются лица, набравшие на вступительных экзаменах наибольшее количество баллов; при равенстве этих баллов зачисляются лица, имеющие более высокую оценку по специальной дисциплине;

2) при равенстве общего количества баллов преимущественное право на зачисление получают лица в следующем порядке:

• лица, имеющие достижения в научной работе;

• лица, имеющие стаж работы в высшем учебном заведении или научном учреждении по профилю специальности;

• выпускники высших учебных заведений, имеющие диплом с отличием;

• лица, имеющие более высокий средний балл диплома об окончании высшего учебного заведения.

• выпускники высших учебных заведений, чья дипломная работа выполнялась в Институте.

4.5.2. Зачисление в Аспирантуру производится приказом директора Института.дновременно с Озачислением в Аспирантуру каждому Аспиранту назначается научный руководитель из числа штатных сотрудников.

Решение о зачислении в Аспирантуру или отказе в зачислении сообщается поступающему в пятидневный срок после принятия решения приемной комиссией, но не позднее, чем за две недели до начала занятий.

5. Условия обучения в Аспирантуре

5.1. Обучение в Аспирантуре проходит в заочной форме в пределах численности контингента обучающихся, зафиксированной в лицензии.

5.2. Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (подготовки Аспиранта) составляет 4 года.

5.3. В конце каждого года обучения Аспирант аттестуется в лаборатории Института, в которой он выполняет научно-исследовательскую работу. Порядок аттестации устанавливается в разделе 8 данного Положения.

5.4. В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки Аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук Аспиранту присуждается ученая степень кандидата наук независимо от срока обучения в Аспирантуре. В этом случае Аспирант отчисляется из Аспирантуры со дня успешной защиты кандидатской диссертации.

5.5. В срок обучения в Аспирантуре не включается период болезни (продолжительностью более 1 месяца), нахождение в отпуске в связи с беременностью и родами, по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, а также отсутствие по другим уважительным причинам, предусмотренное законодательством РФ.

5.6. Срок обучения в Аспирантуре на бюджетной основе в случаях, предусмотренных в пункте 5.5 настоящего Положения, продлевается приказом я директора Института.

5.7. Обучение в Аспирантуре осуществляется при соблюдении зафиксированных лицензией контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся.

Договор, заключаемый на обучение в Аспирантуре на внебюджетной основе, предусматривает полное возмещение затрат института на подготовку Аспирантов.

Прием Аспирантов на внебюджетной основе осуществляется при наличии свободных мест в пределах численности контингента обучающихся, зафиксированной в лицензии.

5.8. Аспирант может быть направлен в научную командировку, включая конференции, школы молодых ученых и другие мероприятия при условии, что командировка связана с научной работой по теме диссертации Аспиранта.

5.9. Лицам, завершившим обучение в Аспирантуре по утвержденным образовательным программам послевузовского профессионального образования, производится запись в трудовой книжке с указанием срока обучения в Аспирантуре и номерами приказов о зачислении и отчислении, а также выдается удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов по форме 3.2 и справка об окончании Аспирантуры на бланке Института.

5.10. Обучение в Аспирантуре после защиты кандидатской диссертации заканчивается изданием приказа директора Института об отчислении из Аспирантуры

5.11. Отчисление из Аспирантуры лиц, не выполняющих индивидуальный план или грубо нарушающих правила обучения в Аспирантуре и условия договора, производится приказом заместителя директора Института, курирующего Аспирантуру

6. Права и обязанности Аспирантов

6.1. Иногородним Аспирантам, обучающимся в очной Аспирантуре, предоставляется общежитие на время вступительных экзаменов и на весь период обучения в Аспирантуре.

6.2. Аспиранты для проведения работ по теме диссертации могут пользоваться библиотекой, Интернет и другими возможностями, предоставляемыми Институтом.

6.3. Аспирант в период обучения в Аспирантуре обязан:

• выполнять индивидуальный учебный план, утверждаемый заместителем директора Института, курирующего Аспирантуру, и отчитываться о его выполнении на ежегодной аттестации;

• приобрести навыки проведения научных исследований;

• сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки, английскому языку и специальной дисциплине;

• опубликовать основные результаты научного исследования (не менее 2 публикаций);

• подготовить и представить в диссертационный совет диссертацию для получения соответствующего заключения или итоговый отчет о степени ее готовности в случае, если обучение в Аспирантуре заканчивается без защиты диссертации.

6.4. Права и обязанности Аспирантов заочной формы обучения определяются действующим законодательством.

7. Научные руководители Аспирантов

7.1. Научным руководителем Аспиранта назначается сотрудник Института из числа докторов наук или кандидатов наук. Аспиранту могут быть назначены два научных руководителя или научный руководитель и консультант.

7.2. Научный руководитель обязан:

• обеспечить условия для работы Аспиранта над диссертацией;

• участвовать в составлении индивидуального учебного плана Аспиранта и контролировать его выполнение;

• консультировать Аспиранта по научной работе;

• участвовать в ежегодно проводимой аттестации Аспиранта;

• предоставлять в отдел Аспирантуры при направлении Аспиранта в командировку письменное обоснование целесообразности командировки и ее сроков.

7.3. Научный руководитель несет ответственность за подготовку Аспирантом диссертационной работы.

7.4. В случае ненадлежащего выполнения научным руководителем своих обязанностей или в связи с необходимостью изменения тематики диссертации, перевода Аспиранта в другую лабораторию, а также по другим веским причинам директор имеет право назначить Аспиранту другого научного руководителя. Решение о замене и назначении научного руководителя согласовывается с заведующим лабораторией, в которой работает Аспирант, и утверждается приказом директора.

8. Порядок аттестации Аспирантов

8.1. Аспирант ежегодно, в октябре-ноябре отчитывается на заседаниях научных семинаров по научным направлениям Института. В ноябре-декабре производится ежегодная аттестация Аспирантов. Аттестации подлежат Аспиранты, которые к моменту аттестации проучились не менее полугода.

8.2. Аттестацию проводит аттестационная комиссия под руководством заместителя директора Института, курирующего Аспирантуру, с обязательным присутствием аттестуемых Аспирантов и их научных руководителей.

8.3. На аттестации заслушивается отчет Аспиранта, сделанный в виде презентации, о полученных научных результатах, о сданных экзаменах кандидатского минимума, об опубликованных или подготовленных к печати работах, об участии в научных конференциях.

8.4. Результаты аттестации оформляются протоколом аттестационной комиссии.

8.5. Результаты аттестации учитываются при переводе Аспиранта на следующий курс.

Одобрено решением Ученого совета ИПТ РАН от 4 сентября 2010 г. (протокол № 3/10).

Ученый секретарь ИПТ РАН к.т.н. В.И. Прицкер

Экзаменационные вопросы по специальностям

1. Вступительный экзамен по специальности 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах»

1. Предмет теории управления. Управленческие отношения и понятие организационного управления. Цели управления. Дерево целей. Специфика работы с целевой информацией. Критерии эффективности и ограничения при достижении цели.

2. Управление в сложных системах. Понятие обратной связи и ее роль в управлении. Формализация и постановка задач управления.

3. Основные структуры и методы управления социально-экономическими системами: административно-организационные, экономические, социально-психологические и др. Специфика управления социальными и экономическими системами.

4. Математическое и имитационное моделирование.

5. Системный подход к решению социальных и экономических проблем управления. Основные понятия системного подхода: система, элемент, структура, среда. Свойства системы: целостность и членимость, связность, структура, организация и самоорганизация, интегрированные качества. Организация как система.

6. Понятие функций управления и их классификация, общие и специфические функции, стратегическое планирование в организационных системах управления, тактическое и оперативное планирование, оперативное управление.

7. Организация и информационное взаимодействие, модели и методы принятия решений. Принятие решений в условиях риска и неопределенности, использование экспертных оценок при принятии решений.

8. Основные типы организационных структур (линейные, функциональные, комбинированные, матричные), их эволюция и развитие. Особенности формирования программно-целевых структур управления на различных уровнях иерархии.

9. Метод программно-целевого управления разработкой сложных социально-экономических систем.

10.Понятие информации, ее свойства и характеристики, особенности использования информации о состоянии внешней среды и объекта управления в организационных системах управления с обратной связью.

11.Понятие эффективности управления. Методы оценки деятельности и эффективности управления.

12.Задачи анализа и синтеза механизмов функционирования и управления социально-экономическими системами.

13.Методы получения и обработки информации для задач управления, экспертные процедуры и процедуры прогнозирования.

14.Основные положения теории системного иерархического выбора конкурентоспособных решений.

15.Автоматизированные системы поддержки принятия управленческих решений. Принципы организация баз данных и баз знаний в системах поддержки принятия управленческих решений.

16.Алгоритмизация задач управления и обработки данных, представление знаний, проектирование систем обработки данных в организационных системах.

17.Информационное обеспечение организационных систем, информационные языки и классификаторы, программное обеспечение организационных систем, его особенности, резервирование программных модулей и информационных массивов, защита информации.

18.Цели и задачи функционального моделирования процесса разработки сложных социально-экономических систем.

19.Использования CASE-технологий при разработке сложных социально-экономических систем.

20.Использование метода CALS-технологий (технологий информационной поддержки изделий) для разработки сложных социально-экономических систем.

21.Управление в сложных системах, обратная связь и ее роль в управлении, энтропия и информация как характеристики разнообразия и управления.

22.Законы и закономерности разработки сложных социально-экономических систем.

23.Методы принятия решений при разработке сложных социально-экономических систем.

24.Метод моделирования и его использование в исследовании и проектировании систем управления. Понятие модели, классификация моделей. Границы и возможности формализации процедур управления социальными и экономическими системами.

25.Модели систем: статические, динамические, концептуальные, топологические, формализованные (процедуры формализации моделей систем), информационные, логико-лингвистические, семантические, теоретико-множественные и др.

26.Предмет и основные понятия теории игр. Применение теории игр для оптимизации управленческих решений. Понятие стратегии и решения игры.

27.Основы теории активных систем. Понятия активной системы и механизма функционирования. Механизмы планирования и стимулирования в детерминированных активных системах и активных системах с неопределенностью.

28.Экспертные процедуры. Методы получения экспертной информации. Шкалы измерений, методы экспертных измерений. Методы опроса экспертов, характеристики экспертов. Методы обработки экспертной информации, оценка согласованности мнений экспертов.

29.Методы многокритериальной оценки альтернатив. Классификация методов. Множества компромиссов и согласия, построение множеств. Функция полезности.

30.Управление проектами. Цели, задачи и этапы управления проектами. Методы сетевого планирования и управления. Механизмы управления проектами.

2. Вступительный экзамен по специальности 05.22.01 «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте»

1. Транспортная продукция. Транспортная деятельность. Показатели перевозочной работы.

2. Общие основы движения и перемещения грузов и пассажиров. Категории путей и движущие силы. Сопротивление движению.

3. Методика расчета пропускной и провозной способности транспортных систем.

4. Новые принципы скоростного движения.

5. Единая транспортная система. Технико-экономическая характеристика видов транспорта. Показатели работы по видам транспорта.

6. Общие принципы организации перевозочного процесса в транспортной системе. Формы взаимодействия различных видов транспорта.

7. Транспортные системы регионов и городов, оптимизация видов городского транспорта, включая метрополитен.

8. Принципиально новые виды городского транспорта. Особенности проектирования городских транспортных систем. Общие положения методики выбора структуры сетей городского транспорта.

9. Организация и технология взаимодействия различных видов транспорта. Транспортные узлы.

10.Понятие Единого технологического процесса взаимодействия магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в транспортном узле.

11.Методы исследования и моделирования транспортных систем. Основные понятия линейного программирования.

12.Транспортные задачи. Методы решения транспортных задач. Основы имитационного моделирования транспортных систем.

13.Понятийный аппарат логистики. Параметры логистических потоков. Структура логистической системы и функции ее элементов. Логистические концепции.

14.Управление логистической системы. Оценка эффективности логистических решений.

15.Организация и технологии перевозок различными видами транспорта. Координация работы различных видов транспорта в пассажирских сообщениях.

16.Координация грузовой и перевозочной работы. Принципы формирования единой транспортной сети страны.

17.Основы теории маршрутизации перевозок грузов в смешанных сообщениях. Единые технологические процессы работы различных видов транспорта в пунктах перевалки грузов.

18.Железнодорожные стации и транспортные узлы. Схемы транспортных узлов. Технология работы транспортных узлов.

19.Транспортная техника для грузового и пассажирского движения.

20.Организация управления транспортным производством.

21.Глобальные и региональные проблемы техногенного загрязнения от транспорта.

22.Системы мониторинга различных уровней. Состояние проблемы в транспортной отрасли.

23.Ноосферная концепция развития общества. Устойчивое развитие применительно к транспортной сфере.

24.Пути снижения негативных воздействий на окружающую среду и человека от транспортного комплекса.

25.Виды и последствия загрязнений компонентов биосферы от транспорта.

Последние новости